Дом-музей П.И.Чайковского

chaik1

"1941 год" – дата страшная. Как мирно выглядит она в старой газет­ной вырезке, помеченной числом: "3 января 1941 года". Это небольшая, в один столбик, очень обстоятельная заметка о новых поступлениях в фонды музея – документах и грампластинках, подаренных к 100-летию со дня рождения П.И. Чайковского, написанная научным сотрудником музея Владимиром Ивановым. В довоенные годы этот совсем еще молодой человек "держал в своих пальцах" ту музыку, что звучала для каждого пришедшего в музей – он служил иллюстратором и играл на рояле во время экскурсий. Молодым Владимир Иванов остался навсегда: в самом начале войны он ушел на фронт и был убит. Вечная ему память.

Среди документов, сохранившихся в фонде истории музея, вспоминается листок серой оберточной бумаги, составленный в 20-х числах августа 1941 года – акт об эвакуации мемориальных ценностей музея. Они под ответственность Ю.Л.Давыдова были отправлены в эвакуацию в город Воткинск, на родину Петра Ильича. В памяти сохранился рассказ о том, как из дома увозили рояль: отвинтили от него ножки, завернули в шторы, положили на телегу и повезли на вокзал. Там Юрий Львович уговорил во­енный эшелон забрать рояль Чайковского. Он был последней реликвией, вывезенной из музея до объявления Москвы на осадном положении.

23 ноября 1941 года фашистские солдаты въезжают в Клин. Один из танков, пройдя до конца этой улицы Чайковского, смял въездные ворота в усадьбу и врезался в террасу дома величайшего музыканта мира. Расположившись в доме, оккупанты устроили там гараж для мотоциклов, шорную мастерскую и рацию в первом этаже, казармы – в комнатах Чайковского, превратив спальню, где стоял рабочий стол композитора, и рождалась великая музыка, в отхожее место. Так вершилось надругательство над душой и культурой русского народа. Так стиралась, но не была стерта национальная память. Вспоминается, как покойный Герман Петрович Хованов, полковник-танкист, прошедший войну, и знавший всю музыку Чайковского наизусть на слух, принес в музей огромную военную карту с черными стрелами-щупальцами, тянущимися к Москве, чтобы рассказать своим сотрудникам об освобождении Клина.

chaik2

На фотографиях и в кадрах хроники Романа Кармена "Великая Отечественная", после освобождения Клина - трудно узнаваемые уголки комнат и парка с обломками мебели, обрывками книг и нот, брошенным мотоциклом, разбитым скульптурным портретом Чайковского и бредущий через музейный парк старенький бухгалтер музея 

У стен Успенского храма в Демьянове, в музейном некрополе - тихие могилы музейного сторожа Николая Александровича Спирова и Маргариты Эдуардовны Риттих, назначенной директором музея сразу после освобождения Клина, библиотекаря музея А.К. Флерова, который в своем дневнике день за днем записывал все, что происходило в доме во время фашистского постоя.

Дом после оккупации отремонтировали очень быстро, сотрудники музея тут же сделали выставку, открытую 1 марта 1942 года посвященную жизни и творчеству Чайковского. Об открытии ее напоминает старая афиша, на которой изображена большая мраморная доска с именами великих людей русской культуры. К ней тянется волосатая лапа с каменным топором, остановленная рукой советского солдата. В музее оставался рояль "Бехштейн". Рояль был в хоро­шем состоянии, и в день открытия выставки устроили концерт. Музыканты "добирались до Клина в темноте, в распутицу. По дороге попадались убитые солдаты, лошади", – рассказывал народный артист России, С.И.Мигай.

К пятидесятилетию памяти Чайковского привезли из блокадного Ленинграда том стихов великого князя К.К.Романова с дарственной надписью от автора Чайковскому и набросками романсов.

К концу 1944 года вернулись из эвакуации сотрудники музея и заняли свои привычные места вещи в доме Петра Ильича.

И наконец, наступил один из самых радостных и памятных дней в жизни музея – 6 мая 1945 года. В этот день открывали музей Чайковского и поздравляли с днем рождения его главного хранителя – Юрия Львовича Давыдова. Так совпали возрождение музея, 105-я годовщина со дня рождения Чайковского и канун Великой Победы.

По материалам архивов газеты «Серп и молот»

Заметку подготовила: Насретдинова Юлия, 7 класс