Часовня Архангела Михаила. Кижи

Пример изображения

Автор: групповая работа учащихся 4 класса (2008/09 уч. год) Косаргиной Анны, Пакулиной Ксении, Кирьяновой Серафимы

Материал: бумага (набор "Умная бумага")

 

 Описание прототипа (по материалам Wikipedia)

Часовня перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности.

 

Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трёхчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком.

 

Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего.

 

Над сенями — изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана лёгким гранёным шатром.

 

Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик.

 

В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.

 

В часовне сохранилось потолочное перекрытие — «небо», в центральном круге которого — икона Христа Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.

Церковь Преображения Господня. Кижи

Пример изображения

Автор: групповая работа учащихся 3 класса (2007/08 уч. год)

Материал: бумага (набор "Умная бумага")

 

 Описание прототипа (по материаламWikipedia)

Церковь Преображения Господня (1714 г.) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: "«обложил облыкися сей алтарь ... 1714 года июня 6 дня ..." гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих...Олонецкой губернии, 23 марта 1887г).

 

Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 г.) в Вологодской области.

 

Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.

 
 

Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тесом в начале XIX века, главки покрыты луженым железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х гг. под руководством архитектора А.В.Опловникова.

 

Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

 

 

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. Лемех главок и "бочек" - осиновый.

Средневековый замок

Пример изображения

 

Автор: Насретдинова Юлия (7 класс), Насретдинов Денис (4 класс)

Материал: бумага (набор издательства "Махаон")

Петропавловский собор

Пример изображения

 

Автор: групповая работа учащихся 4 класса (2008/09 уч. год) Косаргиной Анны, Пакулиной Ксении, Кирьяновой Серафимы

Материал: бумага (набор "Умная бумага")

 Описание прототипа (по материаламWikipedia)

Петропа́вловский собо́р (официальное название — собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

 

История

 

Возведён в 1712—1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте одноимённой деревянной церкви (17031704). До 1859 года — кафедральный.

 

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёнымшпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамен (подлинники находятся в Эрмитаже).

 

Позолоченный резной иконостас исполнен в 17221726 году в Москве (архитектор И. П. Зарудный, резьба — Трофим Иванов, Иван Телега; иконы — М. А. Меркурьев, Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи — Г. ГзельВ. ЯрошевскийМ. А. Захаров и другие.

 

В 17561757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1829 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

 

В 18571858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

 
 

В 18641866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 18751877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; в 1905 году были повешены новые колокола.

 

В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) отдано в другие музеи.

 

В Великую Отечественную войну 1941—1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города. С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.

 

На колокольне собора установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

 

Императорская усыпальница

 

Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (16941715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

 

После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон — детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. ПуароА. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 18871906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).

 

 

17 июня 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, цесаревичу Алексею, великим княжнам Татьяне, Марии, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

Макет внутреннего убранства храма

Пример изображения

Автор: коллективный проект учащихся начальной школы (2006/07 уч. год)

Материал: бумага

Окраска: распечатка, цветные карандаши

ПРОЕКТ


Храм и его устройство

Руководители проекта:
Насретдинова Н.В.
Лобачев С.Н.

Исполнители проекта:
учащиеся 1 - 4 классов гимназии «София»

Оглавление.

Введение 
Основная часть
I этап.
II этап.
III этап.
IV этап.
V этап.
VI этап.
Уроки ОПК. 
Заключение
Библиография

Введение.

Проект «Храм и его устройство» выполнялся учащимися 1 - 4 классов Православной гимназии «София» в сентябре - октябре 2006 года в рамках районного конкурса проектов «Дорога к храму».
Целью данного проекта являлось приобщение учеников к идее храма как образа небесного на земле, и изготовление руками детей наглядного пособия для уроков Основ православной культуры.
В ходе выполнения проекта были поставлены и осуществлены следующие задачи:
• объяснить ученикам на примере устройства православного храма основные идеи о связи земного и небесного;
• закрепить умения и навыки, необходимые для изготовления макета храма, приобретенные детьми на уроках технологии;
• продолжать развивать у учащихся пространственное мышление;
• углубить знания учащихся о внешнем и внутреннем устройстве храма;
• дать представление об особенностях облачений священнослужителей;
• воспитывать в детях чувство прекрасного;
• продолжать развивать умение работать в коллективе.
Спецификой проекта, прежде всего, является то, что в проекте приняли участие все без исключения учащиеся с первого по четвертый класс. Каждому классу была выделена своя область задач, соответствующая их возрастным особенностям и учитывающая ранее приобретенные ими знания, умения и навыки.
В ходе выполнения проекта учениками были активизированы знания, умения и навыки, полученные ими на уроках технологии, математики, основ православной культуры, изобразительного искусства, окружающего мира, Закона Божия.

Основная часть.

Процесс выполнения проекта можно разделить на несколько этапов.
I этап - техническая и методическая разработка проекта. Основной задачей этого этапа был выбор и построение модели макета храма и распределение участков работы по классам. Здесь же было найдено решение внутреннего убранства храма. Кроме того, были разработаны и выполнены чертежи разверток деталей храма, утвари и фигурок священнослужителей и прихожан. С помощью компьютерных технологий был изготовлен иконостас и внутрихрамовые иконы. В разработке проекта принимали участие Насретдинова Н.В., Лобачев С.Н., Тюкова Е.В., Зуева В.А.
II этап - вырезание разверток деталей храма. На данном этапе активизировалось умение вырезать детали, имеющие сложную конфигурацию, полученное детьми на уроках технологии. В работе принимали участие ученики 4 класса под руководством педагогов Насретдиновой Н.В. и Лобачева С.Н.
III этап - раскрашивание разверток. Основной задачей данного этапа было закрепление и углубление понятия «тень-светотень», полученного на уроках изобразительного искусства; оттачивание умения пользоваться цветными карандашами, регулируя при этом изменение насыщенности цвета силой нажима на карандаш. В работе принимали участие ученики 4 класса под руководством педагогов Насретдиновой Н.В. и Лобачева С.Н.
IV этап - склеивание из разверток деталей макета и сборка макета храма. В ходе выполнения задач, поставленных на этом этапе, дети закрепили навык сгибания приемом торцовки и склеивание объемных элементов из разверток. Самым сложным была сборка макета храма из объемных деталей, так как этот процесс требовал от детей точного расчета при согласовании деталей с планом храма. В работе принимали участие ученики 4 класса под руководством педагогов Насретдиновой Н.В. и Лобачева С.Н.
V этап - изготовление озеленения вокруг храма. Выполнение этого этапа было поручено учащимся 1 класса под руководством преподавателя Основ православной культуры Тюковой Е.В. Дети закрепили умение разметки с помощью шаблона, вырезания деталей по контуру и приемы склеивания деталей. В ходе выполнения задач, поставленных на данном этапе, у учащихся развивались фантазия и творческое мышление.
VI этап - раскрашивание и изготовление фигурок священнослужителей и прихожан. Участие в этом этапе приняли ученики 2 и 3 классов под руководством преподавателя Основ православной культуры Зуевой В.А. Детьми были закреплены навыки раскрашивания цветными карандашами мелких элементов, точного вырезания сложного контура, склеивания фигурок. Одежды священнослужителей раскрашивались в соответствии со знаниями, полученными на уроках Основ православной культуры и Закона Божия.
Квинтэссенцией процесса изготовления проекта стало проведение уроков Основ православной культуры в начальной школе по теме «Храм и его устройство» с использованием изготовленного детьми макета. Основной задачей урока было повторение и обобщение понятий о внутреннем и внешнем устройстве храма, полученных в ходе работы над проектом.
Иллюстративные и видеоматериалы по данному проекту размещены на презентационном диске.

Заключение.

Выполнение проекта показало, что учащиеся гораздо успешнее усваивают знания в процессе активного деятельностного подхода к выполнению поставленной задачи. Проектная деятельность развивает умение работать в коллективе, выполнять поставленные перед каждым учеником задачи в соответствии с общей целью, ценить не только свой труд, но и труд других учеников. Дети смогли применить на практике и комплексно закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе учебного процесса.

Библиография.

1. Русская православная церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник/Под общ. ред. прот. Владимира Силовьева. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2003.
2. Православные богослужения, таинства и обычаи. - Белосток, 1992.
3. Аристова В.В. Икона. История искусства для детей: Науч.-поп. Издание для детей - М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2001.
4. Малеев М. Юным о русской иконописи. - М.: Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, 2001.
5. Православный иконостас. Происхождение, виды, духовный смысл./Авт.-сост. Т.И.Шевцова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
6. Благодатный дом. - М.: Русскiй Хронографъ, 2005.
7. Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2005.
8. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2005.
9. Мировая художественная культура. Мультимедийное учебное пособие. - ЗАО «Новый диск», 2003.
10. Древнерусская культура: Литература и искусство/Электронная библиотека. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004.
11. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия./Электронное издание. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.